Неразбериха и неопределенность – так можно описать ситуацию на авиационном рынке Индии в последние годы. Тем не менее, на рынке наконец-то намечаются перемены к лучшему. Недавно индийское правительство разрешило международным компаниям открывать предприятия ТОиР на территории страны, и вскоре в Индии появится крупный современный центр по техническому обслуживанию и ремонту самолетов. Несмотря на положительные сдвиги, Индии все еще предстоит преодолеть ряд трудностей, в частности – с подготовкой технического персонала.
В ноябре 2013 года рост пассажиропотока на внутренних маршрутах в Индии составил всего 3,4% (по сравнению с 8,6% ростом в октябре), что указывает на нестабильность местного рынка авиаперевозок. Тем не менее, знаки улучшения на лицо. Во-первых, национальная авиакомпания Air India наконец-то получила одобрение на вступление в Star Alliance. Индийский рынок ТОиР также получил стимул для развития после того, как правительство объявило о снижении налоговых сборов на импорт запчастей и оборудования для ремонтных работ. В результате этих изменений индийской сегмент ТОиР, который на данный момент оценивается в 800 млн. долларов США, наконец-то сможет реализовать свой потенциал и, по прогнозам экспертов, вырастет практически вдвое до 2020 года. Однако прежде Индии необходимо решить несколько актуальных проблем.
«С развитием рынка авиаперевозок Индии стал необходим крепкий сектор ТОиР услуг. Росту данного сегмента препятствует отсутствие соответствующей инфраструктуры, а также неблагоприятная налоговая политика в стране. Например, несмотря на то, что правительство Индии стало поощрять открытие центров ТОиР в малых и средних аэропортах страны, недостаток площадей для строительства остается серьезным препятствием, — комментирует Кястутис Волунгявичюс, глава FL Technics Training. — В результате большинство авиакомпаний, за исключением разве что Air India, вынуждены обслуживать самолеты у иностранных провайдеров, в основном на Ближнем Востоке и в Сингапуре».
Учитывая проблемы отрасли, решение индийских властей разрешить международным компаниям открывать предприятия ТОиР в стране является своевременным. Это позволит создать необходимые условия для поддержки перевозчиков, которые стремятся расширять флот и наращивать пассажиропоток. Уже в этом году в Нагпуре (Индия) начнет работать центр по техобслуживанию и ремонту самолетов, который создается Air India совместно с концерном Boeing. По словам авиапроизводителя, это будет один из самых современных центров ТОиР на субконтиненте. Он сможет обслуживать до 300 самолетов Boeing в год, а также будет оказывать услуги по обслуживанию и ремонту двигателей General Electric (GE90 и GEnx). Однако эксперты считают, что открытие подобных центров ТОиР – только первый шаг в решении проблем рынка ТОиР в Индии.
«Облегчение условий для открытия новых центров ТОиР – это, безусловно, отличные новости для Индии. Однако развитие инфраструктуры – еще не все. Для того, чтобы удовлетворить растущий спрос на ТОиР услуги и выполнять ряд работ внутри страны, необходимо соответствующее количество квалифицированных кадров, но подготовка персонала всегда требует времени, — говорит Кястутис Волунгявичюс. — Тем не менее, после ряда грамотных решений правительства можно утверждать, что Индия наконец-то начала двигаться в правильном направлении. Опыт других стран Азиатско-Тихоокеанского региона показывает, что именно открытие совместных предприятий ТОиР становится одним из тех поворотных моментов, которые позволяют поднять уровень качества ТОиР услуг до международных стандартов. Поэтому вполне вероятно, что светлое будущее индийской авиационной индустрии действительно вот-вот настанет».