Сброс топлива во время полета можно без проблем увидеть с пассажирского кресла.
Почему пилоты это делают?
На самом деле сброс топлива — это очень важная вещь. И тут дело в понятии «максимальный посадочный вес». У самолета есть два, так скажем, основных веса, которые нам сейчас интересны: «максимальная взлетная масса» и «максимальная посадочная масса».
Максимальная взлетная масса — это такой максимальный вес самолета, при котором он может совершить безопасный взлет.
Максимальная посадочная масса — это такой максимальный вес самолета, при котором он может совершить безопасную посадку.
Дело в том, что шасси у самолета имеют предел прочности и их нельзя перегружать — это одна из причин ограничения веса. Когда мы взлетаем, и, тем более садимся, на шины самолета ложится огромное давление, также очень сильно разогреваются тормозные колодки. Даже сами стойки шасси рассчитаны на определенную максимальную нагрузку. Поэтому превышать эти веса нельзя.
Максимальный разрешенный взлетный вес самолета, обычно, больше максимального разрешенного посадочного веса. Почему так? Да потому что во время посадки у нас происходит некое подобие удара о полосу, это огромные нагрузки на стойки шасси и эти нагрузки не должны выходить за определенные пределы. Также самолет должен успеть затормозить, чтобы не выкатиться за пределы полосы. В то же время существуют и другие факторы, но эти два — основные.
Давайте представим, что нам предстоит полет на Боинге 747.
Вес пустого такого самолета — 222.000 кг
Вес пассажиров и груза, вмещаемых им — 58.700 кг.
Топливо для полета — 143.000 кг
Итого наш вес самолета при взлете составит 423.700 килограмм — это норма для него.
А вот максимальный посадочный вес для такого самолета составляет уже 312.000 кг. Т.е. расчет был на то, что во время полета самолет сожжет топливо и вес станет подходящим для нормальной посадки.
Но иногда случаются обстоятельства из ряда вон выходящие. Например, кому-то стало плохо. Необходимо садить самолет в ближайшем аэропорте. А что, если мы пролетели всего 600 километров? Тогда самолет сожжет всего 34.200 кг топлива. Вес самолета станет примерно равен 389.100 кг. В то время, когда максимальный посадочный вес равен 312.000 кг.
Т.е. наш вес более чем на 77.000 килограмм больше, чем разрешено. Опоры при посадке могут быть перегружены и тогда может произойти аварийная ситуация.
Именно по этой причине самолеты и сбрасывают топливо. Они стараются делать сброс как можно выше, потому что именно в таком случае топливо не достигнет земной поверхности, оно испариться во время падения.
Также появляется дополнительная нагрузка на авиадиспетчера, ведь другие самолеты в такое облако керосина пускать нельзя, нужно отвести их в сторону.
Кстати, некоторые самолеты не оборудованы системой слива топлива, поэтому им приходится наворачивать круги вокруг аэропорта, ожидая пока они выработают лишний керосин. Как только вес уменьшится до разрешенного — они сразу совершат посадку.